Маркетинговые исследования окружающей среды
Книги о маркетинге / Конспект лекций по маркетингу / Маркетинговые исследования окружающей среды
Страница 2

Естественно-географические факторы.

Во время принятия решения относительно стратегии и тактики нужно учитывать климатические и географические условия.

Да, площадь и качество украинских черноземов создают прекрасные условия для выращивания сильгоспродуктив. Правда, другие факторы приводят к тому, что этот потенциал используется плохо.

Разнообразие природно-климатических условий создает прекрасные предпосылки для развития международного туризма в Украине. В то же время "чернобыльский синдром" существенно сдерживает развитие этого бизнеса даже через десять лет после аварии.

Технологические факторы.

Уровень научно-технического прогресса дает возможность изготовления новой продукции и эффективной маркетинговой деятельности предприятия.

В демографическом аспекте важным фактором является рост численности населения. Это означает рост потребностей, что при наличии покупательной способности содействует развитию рынка. Однако, если рост спроса населения превышает возможности производства, это может вызывать негативные для рынка последствия. В целом прирост населения, соотношения естественного и миграционного приростов влияют на вместимость рынка, структуру спроса. Это следует учитывать при разработке маркетинговых исследований.

Имеет значение также распределение населения за возрастом. Например, в молодежи (15—24 года) повышенный спрос на мотоциклы, спортивный инвентарь, модную одежду, пластинки; люди с установившимся образом жизни (35—54 года) нуждаются в стройматериалах для индивидуальных домов, в новых автомобилях, престижной одежде; люди, которые приближаются к пенсионному возрасту, чаще путешествуют, меньше едят, отдают преимущество дорогой одежде, нуждаются в комплексе услуг, связанных с разными видами отдыха. Обычно, это не исчерпывающая характеристика, а лишь иллюстрация до того, что на рынке собравшиеся конкретный человек, а не «душа населения».

На спрос действует и распределение населения за статью. Нельзя не учитывать, что в роли основного потребителя чаще всего выступает не индивид, а семья. Поэтому для изучения тенденции в развитии маркетинга имеют значение такие факторы, как возраст тех, кто берет брак, количество детей у семьи, соотношения браков и разводов, количество работающих членов семьи. Необходимые специальные исследования действия отмеченных факторов на потребности людей, но несомненный сам факт наличия такого влияния. Кто делает покупки — одинокий или семейный человек; один у нее ребенок или трое; работает замужняя женщина или нет — все это имеет значение для предприятий, ориентированных на маркетинг.

Следует учитывать также перемещение населения по территории (в частности численность городского или сельского населения), его национальную структуру. Сегодня связь национальности потребителей и специфики спроса уже не нуждается в доказательствах.

В условиях дефицита товаров и услуг возникает стремление защитить местные рынки от «посторонних». Для этого ограничивают миграцию, вводят разнообразные «визитные карточки», талоны и другие атрибуты механизма распределения, но никак не торговли. Здесь следует помнить, что какие-нибудь ограничения, лимиты и заменители денег должны быть временными, то есть необходимо искать выход из дефицитного болота, а не грузнуть в нем еще больше.

В економічному аспекті

на прийняття маркетингових рішень впливає не лише кількість покупців, а й їхня купівельна спроможність. Вона, в свою чергу, залежить від оплати праці, зміни цін, умов одержання кредитів, заощаджень населення. Усі тенденції в розвитку цих показників, а ще ліпше — порівняно із зростанням продуктивності праці — як у дзеркалі відображаються на стані ринку. Якщо темп приросту грошових доходів випереджає темп приросту продуктивності праці, то не забезпечений товарами грошовий попит «тисне» на ринок, загострюючи дефіцит і сприяючи зростанню цін.

При анализе экономического положения на рынке следует учитывать также дифференциацию доходов в семьях. Семьи с разным уровнем доходов обеспечивают не одинаковый спрос. С ростом доходов относительно уменьшается частица расходов на питание, растет спрос на предметы длительного пользования.

Покупательная способность населения зависит не только от его доходов и сбережений, но и от возможностей получения потребительского кредита. В нашей стране этот вид кредита не получил распространения через острый дефицит тех товаров, которые в основном берут в кредит — автомобилей, индивидуальных домов, стройматериалов, видеомагнитофонов и тому подобное.

Какой же должна быть маркетинговая деятельность в таких экономических условиях? Со стороны централизованного управления прежде всего следует принять меры (в первую очередь экономического, а также административно-правового характера) для ликвидации монополизма, развития конкуренции и на этой основе — резкого увеличения производства качественных, необходимых потребителям товаров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Мери Паркер Фоллетт
Среди первых ученых, обратившихся к проблемам поведения человека, была американский социолог Мери Паркер Фоллетт (1868—1933). Мэри Паркер Фоллетт родилась в Квинси, Бостон, в 1868 г. Закончив ...

Практическая часть
В практической части мы сравним телевизоры. Для сравнения были выбраны следующие товары: Таблица 1 Товар Диагональ Предполагаемый срок службы ...

Заключение
Таким образом, на основе полученной информации можно сказать, что имея набор возможных («хороших») областей активности, рын-ков, сегментов, фирме необходимо выбрать те из них, на которые она «будет ...