Маркетинговые исследования окружающей среды
Книги о маркетинге / Конспект лекций по маркетингу / Маркетинговые исследования окружающей среды
Страница 1

План

1. Факторы внешней среды маркетинга.

2. Факторы макросреды маркетинга

3. Факторы микросреды предприятия.

Основные сроки: Маркетинговая среда. Конкуренты. Клиенты. Поставщики. Посредники. Контактные аудитории. Факторы макросреды.

Внешняя среда маркетинга

Каждая фирма существует на рынке не изолировано. На ее деятельность влияют законодательные акты, таможенные тарифы, лояльность местных и государственных органов власти, взаимоотношения со средствами массовой информации, политическая ситуация в стране и за ее границами — эти и многие другие внешние факторы так называемой маркетинговой среды, которые либо содействуют развитию фирмы, либо тормозят его.

Маркетинговая среда

— это совокупность объектов, что действуют за пределами фирмы, и взаимоотношений между ними и фирмой. Их обычно разделяют на две группы: микросреда и макросреда (рис. 3.1).

Микросреду

составляют:

• конкуренты;

• клиенты;

• поставщики;

• посредники;

• контактные аудитории.

Рис 3.1. Факторы внешней среды маркетинга

Рис 3.1. Факторы внешней среды маркетинга

Уже неоднократно отмечалось, насколько важно ориентиром в современном бизнесе избрать интересы потребителей, их потребности. А правильно избранный характер взаимоотношений с конкурентами, поставщиками, посредниками — это дополнительный шанс достичь своих целей.

Относительно контактных аудиторий (которые иногда называют медиасередовищем) следует сделать некоторые замечания. В первую очередь,

контактные аудитории —

это группы, что проявляют интерес к деятельности фирмы и могут повлиять на достижение поставленных целей.

Выделяют семь контактных групп:

• внутренние контактные аудитории (трудовой коллектив, акционеры, совет директоров, профсоюза);

• местные контактные аудитории (местные жители, советы ветеранов);

• финансовые контактные аудитории (банковские служащие, аудиторы, дебиторы, кредиторы, финансовое консультативное, брокеры);

• контактные аудитории государственных учреждений (государственные служащие, которые отвечают за регистрацию, работники налоговой службы и статистических органов, пожарной инспекции и санитарно-эпидемиологического контроля);

• контактные аудитории средств массовой информации (журналисты, экономические обозреватели, сотрудники отделов рекламы и информации);

• контактные аудитории групп общественного действия (активисты экологического движения, движения за здоровый образ жизни и тому подобное);

• контактные аудитории публики — лидеры общественного мнения (эстрадные звезды, спортсмены, политики).

Взаимоотношения с контактными аудиториями должны строиться по схеме: максимальное поощрение к сотрудничеству одних (спонсоров, консультативного, журналистов) и учет возможных действий других (налоговая, пожарная инспекции, санитарно-эпидемиологический контроль и др.).

А теперь рассмотрим макросреду маркетинга. Макросреда

— это факторы, которые влияют на фирму и ее микросреду и которые она не может контролировать.

Понятия макросреды определяют пять групп факторов

(рис. 3.2):

• экономические;

• социально-культурные;

• естественно-географические;

• технологические;

• политико-правовые.

Рис. 3.2. Факторы макросреды маркетинга

Рис. 3.2. Факторы макросреды маркетинга

Экономические

факторы.

Темпы инфляции и дефляции, уровень занятости, международный платежный баланс, стабильность доллара США за границей должны постоянно оцениваться. Что для одной организации является экономической угрозой, для другой дает новые возможности развития. Во время экономического спада, например, предприятия, которые выпускают запчасти для автомобилей, процветают, потому что в эти времена потребители преимущественно ремонтируют старые автомобили, а не покупают новые.

Определенные угрозы для нормальной деятельности предприятий (особенно тех, что работают на международном рынке) или новые возможности могут возникнуть через изменение валютного курса, через нестабильность политической ситуации в странах, которые являются объектами инвестиционной деятельности, через деятельность зарубежных картелей или через осложнение доступа к сырью.

Многие украинские предприятия почувствовали на себе последствия непродуманной политики в отношениях с ближайшими соседями и странами дальнего зарубежья. Укрепление же двусторонних отношений и "потепление" международного климата мгновенно отбивается на положении отдельных организаций.

Социально-культурные факторы.

Общество состоит из групп людей, которые имеют разные культурные характеристики (отношение к предпринимательству, роль женщин в обществе и тому подобное). Культурные ценности вряд ли можно изменить, их следует воспринимать как объективную реальность и учитывать в деятельности фирмы. Например, институт брака, традиции свадебных церемоний не подлежат непосредственному влиятельные. Но туристические фирмы могут предлагать разные варианты свадебных путешествий для разных групп населения (для молодых пар, зажиточных людей, для тех, кто празднует серебряную свадьбу и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Специфика маркетинговых технологий в отраслях сферы малого бизнеса
♦ Маркетинг В сфере товарного обращения ♦ Маркетинг в строительстве ♦ Концепции маркетинга услуг. Маркетинговые стратегии в сфере услуг ♦ Аутсорсинг сетевой кооперации ♦ ...

Истины и идеи Марионеточного маркетинга
Готовность соглашаться Если потребитель говорит «да», высока вероятность того, что он скажет «да» еще раз. Людям свойственно стремление к внутренней последовательности и постоянству. Согласившись ...

Формирование сбытовой политики
Формирование сбытовой политики основано на использовании элемента комплекса маркетинга «доведение продукта до потребителя», характеризующего деятельность организации, направленную на то, чтобы сде ...