Сущность маркетинга и его современная концепция
Книги о маркетинге / Конспект лекций по маркетингу / Сущность маркетинга и его современная концепция
Страница 1

План

1. Сущность и цель маркетинга.

2. Основные понятия.

3. Состояние вопроса и содержание маркетинга.

4. Концепция управления маркетингом.

Основные сроки: Маркетинг. Нужда. Потребность. Запрос. Товар. Обмен. Соглашение. Рынок. Спрос. Виды спроса. Виды маркетинга. Концепции маркетинга.

Маркетинг

(англ. marketing, market – рынок) как наука дает знание о рынке, законах его функционирования, поведении покупателей на рынке. Поэтому знание его основ необходимо всем.

Маркетинг, обычно, рассматривается как один из видов деятельности человека, направленный на удовлетворение человеческих потребностей. В связи с этим исходной идеей маркетинга является идея человеческих проблем.

Нужда –

это чувство, которое чувствует человек при недостатке чего-либо. Это чувство: физиологичные (потребность в одежде, жилье, безопасности, еде); социальные (в духовной близости, влиятельности, благосклонности); личные (в знаниях и самовыражении). Они объективны. И человек всегда ищет пути их удовольствия или стремится заглушить их.

Потребность –

необходимость, которая принимает специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и лицом индивидуума. Потребности практически безграничны, но ресурсы для их удовольствия ограничены. Поэтому человек будет выбирать только те товары, которые наилучше удовлетворяют ее в рамках финансовых возможностей.

Спрос –

потребность, подкрепленная покупательными способностями покупателя.

Товар

– это то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Идеальный товар

– это товар, который полностью удовлетворяет определенную потребность. Поэтому чрезвычайно важно знать потребности человека и уметь приспособить в соответствии с ними произведенный товар. Товаром могут быть не только изделия, услуги, но и лица, места, организации, виды деятельности, идеи. Почему? Потому, что каждый из нас постоянно является потребителем, решая, куда поехать на отдых, каким организациям помочь, какую телевизионную передачу посмотреть, какую идею поддерживать. И если срок “товар” почему-то кажется необычным, то его можно заменить другим –“задоволення потребностей”, “средство возмещения”.

Маркетинг имеет место только тогда, когда люди желают удовлетворить свои потребности с помощью обмена.

Обмен –

это акт получения от кого-нибудь желаемого объекта с предложением чего-то вместо этого. Кроме обмена, возможные и другие пути приобретения:

самообеспечение (охота, рыболовство);

попрошайничание (выпрашивание еды).

Обмен является наиболее выгодным, потому что не нужно нарушать законы, зависеть от чьей-то благотворительности; не нужно делать того, что не умеешь; можно сосредоточиться на том виде деятельности, который хорошо усвоил. Обмен – основное понятие маркетинга, и чтобы он состоялся, нужное добровольное согласие хотя бы двух сторон.

Соглашение

– коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Бывает денежное соглашение: с одной стороны – товар, из второго – деньги. А еще существует бартерное соглашение – без денег, когда один товар (холодильник) непосредственно обменивается на другой товар (телевизор) или когда одна услуга (врача) обменивается на другую услугу (юриста). Бартерные соглашения сейчас развиваются в первую очередь в США, где даже появились специализированные бартерные компании.

Понятие “соглашение” непосредственно подводит к понятию “рынок”.

Рынок –

это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара. Скажем, есть союз из четырех лиц. Возможные три способа удовольствия ими своих потребностей:

самообеспечение, когда каждый (рыбалка, охотник, гончар, фермер) сам добывает себе все необходимое;

децентрализованный, когда каждый обменивается с другим;

централизованный, когда появляется новое лицо – покупатель, который находится в центре между другими. В место под условным названием “рыночная площадь” каждый везет свои товары к покупателю и там обменивает на все, что ему нужно. То есть каждый имеет дело с одним “рынком”, а не с тремя лицами. Появление покупателя резко снижает количество соглашений, необходимых для обмена, в каких-то заданных объемах. В зависимости от увеличения количества лиц и соглашений растет и количество рынков.

Рынок

– это не обязательно конкретное место, где осуществляются конкретные соглашения. Современная техника связи и транспорт дают возможность покупателю вечером дать объявление по телевизору, утром по телефону собрать сотни заказов, а через день все товары разослать почтой. Физический контакт с покупателями не обязателен. Понятие “рынок” подводит к понятию “маркетинг”.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Заключение
Таким образом, на основе полученной информации можно сказать, что имея набор возможных («хороших») областей активности, рын-ков, сегментов, фирме необходимо выбрать те из них, на которые она «будет ...

На оперативном просторе
На первом этапе планирования вы поставили цели по периодам. Достаточно часто маркетинговое планирование начинается именно с этого момента. Ведь стратегический план, который можно прочитать, есть д ...

Стратегии маркетинга в условиях конкуренции
♦ Конкурентные стратегии хозяйственного портфеля ♦ Конкурентные стратегии на функциональном уровне ♦ Оценка конкурентоспособности товара (услуги) ♦ Вопросы и задания ♦ ...