Моделирование спроса в задачах маркетингаОбщая теория маркетинга / Экономико-математические методы и прикладные модели в маркетинге / Моделирование спроса в задачах маркетингаСтраница 5
Таким образом, структурные модели рассматривают спрос как функцию только распределения потребителей по уровню дохода. Имея данные о соответствующих структурах спроса, рассчитанных по данным статистики бюджетов, и о частотах распределения потребителей по уровню дохода, можно рассчитать общую структуру спроса. Если обозначить структуру спроса в группе семей со средним доходом Di через ω(Di), а частоты семей с доходом Di через r (Di), то общая структура спроса R может быть рассчитана по формуле:
где п – количество интервалов доходов семей.
Структурные модели спроса являются одним из основных видов экономико-математических моделей планирования и прогнозирования спроса и потребления. В частности, широко распространены так называемые компаративные (т.е. сравнительные) структурные модели, в которых сопоставляются структуры спроса исследуемого объекта и некоторого аналогового объекта. Аналогом обычно считается регион или группа населения с оптимальными потребительскими характеристиками.
Наряду со структурными моделями в планировании и прогнозировании спроса используются конструктивные модели спроса. В основе их лежат уравнения бюджета населения, т.е. такие уравнения, которые выражают очевидное равенство общего денежного расхода (другими словами, объема потребления) и суммы произведений количества каждого потребленного товара на его цену. Если Z – объем потребления, т – количество разных видов благ, qi – размер потребления i-го блага, pi – цена i-го блага, то конструктивная модель спроса может быть записана следующим образом:
Вышеописанные модели, называемые также моделями бюджетов потребителей, играют важную роль в планировании потребления. К ним относятся всем известный прожиточный минимум, рациональные бюджеты, основанные на научных нормах потребления, прежде всего продуктов питания, перспективные бюджеты (например, так называемый бюджет достатка) и другие.
В практике планирования и прогнозирования спроса достаточно часто применяются аналитические модели спроса и потребления, которые строятся в виде уравнений, характеризующих зависимость потребления товаров и услуг от тех или иных факторов. Другими словами, в аналитических моделях функциональная зависимость (25.68) принимает вполне определенный вид. Такие модели могут быть однофакторными и многофакторными. Рассмотрим аналитические модели спроса на примере линейных корреляционно-регрессионных статических моделей, используя конкретные данные обследования семей.
В табл. 25.7 представлены статистические данные о расходах на питание, душевом доходе и размере семьи для девяти групп семей.
Таблица 25.7
Статистические данные о расходах на семью
№ группы |
Расход на питание (у) |
Душевой доход ( x 1 ) |
Размер семей (х2) |
1 |
433 |
628 |
1,5 |
2 |
616 |
1577 |
2,1 |
3 |
900 |
2659 |
2,7 |
4 |
1113 |
3701 |
3,2 |
5 |
1305 |
4796 |
3,4 |
6 |
1488 |
5926 |
3,6 |
7 |
1645 |
7281 |
3,7 |
8 |
1914 |
9350 |
4,0 |
9 |
2411 |
18807 |
3,7 |
Смотрите также
На оперативном просторе
На первом этапе планирования вы поставили цели по периодам. Достаточно часто
маркетинговое планирование начинается именно с этого момента. Ведь стратегический
план, который можно прочитать, есть д ...
Введение
Основная задача книги — показать,
как продавать больше с меньшими усилиями.
Вложив огромное количество
энергии, упорства и не прекращая ваши усилия, вы сможете продать практически
что угодно. Цель ...
Анализ маркетинговых возможностей организации
Любая компания должна уметь выявлять
открывающиеся рыночные возможности. Ни одна фирма не может вечно полагаться на
свои нынешние товары и рынки. Многие фирмы подтвердят, что большая часть и ...