Оптимизационные модели в маркетингеОбщая теория маркетинга / Экономико-математические методы и прикладные модели в маркетинге / Оптимизационные модели в маркетингеСтраница 5
Следует определить, какие из исходных сплавов и в каких количествах нужно использовать для получения требуемого сплава, чтобы суммарные затраты на исходные сплавы были минимальными.
Сформулируем экономико-математическую модель данной задачи. Обозначим через х1 х2, x3 х4 х5
искомые количества исходных сплавов. Тогда целевая функция примет вид:
При этом существуют следующие условия:
Сформулированная задача, как и предыдущая, решается методами линейного программирования.
Модели оптимального раскроя промышленных материалов.
Сущность оптимального раскроя состоит в разработке таких технологически допустимых раскройных планов, при которых из стандартных единиц раскраиваемых ресурсов получается необходимый комплект заготовок требуемого размера, а критерий оптимальности заключается в сведении к минимуму либо общей величины отходов кроя, либо количества раскраиваемых единиц ресурсов.
Формулировка задачи оптимального раскроя зависит от формы раскраиваемого материала, который может быть длинномерным, листовым, рулонным и т.д. Сформулируем экономико-математическую модель задачи оптимального раскроя по одному измерению длинномерных материалов (прутков, труб, профильного проката и др.). Примем следующие обозначения:
L – длина исходного материала;
i – номер (индекс) вида требуемых заготовок, i = 1, 2 . т;
li – длина заготовки i-го вида;
Аi – требуемое число заготовок i-го вида (не менее);
j - номер варианта раскроя, j = 1, 2 . n;
aj – количество заготовок i-го вида при раскрое единицы исходного материала по j-му варианту;
сij – длина отхода по j-му варианту.
Пусть х1 - количество единиц исходного материала, раскраиваемых по i-му варианту. Целевая функция по критерию минимума отходов имеет вид:
По критерию минимума раскраиваемых единиц исходного материала уравнение может быть таким:
Это верно при соблюдении следующих условий:
Получилась задача линейного программирования, которую надо пополнить требованием целочисленности величины хj.
Заметим, что во многих случаях решения задач с обеими указанными целевыми функциями совпадают.
Наиболее трудоемкий этап в процессе построения модели рассматриваемой задачи заключается в определении всех возможных вариантов раскроя. Исходные соотношения для составления вариантов раскроя следующие:
Условие (25.46) означает, что длина отхода для любого варианта раскроя должна быть меньше, длины самой короткой заготовки (это является признаком полноценности варианта).
Рассмотрим пример. Снабженческо-сбытовая фирма получает от поставщиков прутки стального проката длиной 600 см. Согласно заявкам потребителей требуются заготовки трех видов в следующих количествах: 150 тыс. шт. длиной 250 см, 140 тыс. шт. длиной 190 см и 48 тыс. шт. длиной 100 см. Сформулируем экономико-математическую модель задачи оптимального раскроя с минимумом отходов. Составим таблицу возможных вариантов раскроя, при этом в первом блоке имеют место варианты раскроя, дающие все три вида заготовок, во втором - дающие заготовки второго и третьего вида, а в третьем – дающие заготовки только третьего вида.
Таблица 25.5
Возможные варианты раскроя
Блок |
Номер варианта ( j ) |
Количество заготовок (а ij ) |
Остаток (с j ) | ||
l 1 = 250 см |
l 2 = 190 см |
l 3 = 100 см | |||
I |
1 2 3 |
2 1 1 |
- 1 - |
1 1 3 |
- 60 50 |
II |
4 5 6 |
- - - |
3 2 1 |
- 2 4 |
30 20 10 |
III |
7 |
- |
- |
6 |
- |
Смотрите также
Процесс маркетинговых исследований
Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры:
I. Определение проблемы и целей исследования.
I.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.
I.2. О ...
Формирование сбытовой политики
Формирование сбытовой политики основано на использовании элемента комплекса маркетинга
«доведение продукта до потребителя», характеризующего деятельность организации,
направленную на то, чтобы сде ...
Оценка эффективности маркетинга в сфере малого бизнеса
♦ Принципы эффективности управления маркетингом ♦ Показатели качества маркетинга
♦ Контроль в маркетинге ♦ Вопросы и задания ♦ Ситуационные и практические задачи
b ...