История развития логистики, ее связь с маркетингом
Банковский маркетиг / Банковская логистика / История развития логистики, ее связь с маркетингом
Страница 4

Отличительной чертой 70-х годов стало возрастание конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов. Свою существенную роль в этом сыграл разразившийся энергетический кризис. За период с 1973-го по 1980 год мировые цены на сырую нефть выросли в 4 раза, что повлекло за собой почти повсеместный в западном мире рост инфляции и спад промышленного производства. Стагфляция западной экономики в этот период заставила высший менеджмент бизнеса вплотную заняться поисками путей снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции бизнес-логистики. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал одним из основных в конкурентной борьбе. Основной задачей большинства фирм стало снижение себестоимости производства продукции и рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Акцент в логистике несколько сместился на производство, чему в немалой степени способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие АСУ технологическими процессами и производственными подразделениями.

В этот период появляются первые логистические системы, в частности логистическая система DRP (Distribution Requirements Planning) — система управления распределением продукции. Это в значительной степени способствовало превращению логистики из концепции в практический инструмент бизнеса как в производстве, так и в дистрибьюции товаров.

В этот же период бурными темпами развивается экономика Японии, которая стала теснить своих американских и европейских конкурентов на товарных рынках. Низкая себестоимость и высокое качество японских товаров были достигнуты во многом благодаря использованию логистической концепции JIT («just in time», точно в срок) и внутрипроизводственной системах KANBAN. В конце 70-х годов японская фирма Toyota сформировала новую философию управления качеством продукции — TQM (Total Quality Management, всеобщее управление качеством), которую в настоящее время применяют большинство фирм развитых капиталистических стран, а дисциплина TQM стала одним из фундаментов развития нового интегрального подхода в логистике.

Период с 80-х до середины 90-х годов справедливо называют периодом логистического ренессанса. В течение рассматриваемого исторического периода произошли существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического взлета. Основными из них являются следующие:

— глобализация рынка;

— повсеместное распространение логистических концепций «точно в срок», «Канбан», философии TQM;

— революция в информационно-коммуникационных технологиях и внедрение персональных компьютеров;

— изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

— рост международного партнерства и создание стратегических союзов;

— структурные изменения в организациях бизнеса.

Совершенствование микропроцессорной техники и ее широкое применение во всех сферах экономики развитых стран способствовало настоящей революции в информационно-компьютерных технологиях. Информация в электронной форме превратилась в важнейший компонент современной рыночной инфраструктуры. Формирование мирового информационного пространства шло по направлениям создания и развития баз и банков данных, систем и стандартов электронных сделок и электронных коммуникаций. Для продвижения принципов логистики важнейшее значение имели создание систем электронных банковских операций (на основе международной межбанковской сети S.W.I.F.T. и S.W.I.F.T. II), использование для поддержки информационных взаимодействий между кинетическими партнерами стандартов EDI (Electronic Data Interchange, электронный обмен данными) и EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport, электронный обмен данными в управлении, торговле и на транспорте) [60].

В настоящее время логистика является одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса.

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки хозяйственно-экономической и иной деятельности в воспроизводстве и обращении. При этом поток определяют как направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, каких-либо процессов, продукции, информации, финансов, материалов, ресурсов и т.п.).

Таким образом, логистика — это наука об управлении движением материальных и связанных с ними финансовых и информационных потоков. Главной миссией логистики считается достижение с наименьшими затратами высокой приспособленности организаций бизнеса к изменяющейся рыночной обстановке, повышение на рынке своей доли и получение преимуществ перед конкурентами.

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения отдельных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств, т.е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственных ни одному из элементов в отдельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Активные методы подачи информации
Public relations представляет собой многогранную деятельность, которая объединяет множество направлений, приёмов и инструментов. Это и наука, имеющая свои непреложные законы, методол ...

Формирование сбытовой политики
Формирование сбытовой политики основано на использовании элемента комплекса маркетинга «доведение продукта до потребителя», характеризующего деятельность организации, направленную на то, чтобы сде ...

Разработка комплекса маркетинга для малой организации
♦ Товар, товарная политика ♦ Система распределения и товародвижение ♦ Механизм формирования цены ♦ Коммуникационная модель маркетинга ♦ Вопросы и задания ♦ Ситуа ...