Направления применения и методы маркетингового аудитаБанковский маркетиг / Маркетинговый аудит и реинжиниринг / Направления применения и методы маркетингового аудитаСтраница 3
На уровне подразделения маркетинга контроль маркетинга следует осуществлять на непрерывной основе. Он направлен на оценку эффективности отдельных аспектов маркетинговой деятельности за короткие промежутки времени и оценку компетентности руководства данного подразделения в более долгосрочной перспективе.
Не существует принципиальных различий между двумя первыми видами контроля. Например, анализ объема реализации является одним из направлений контроля маркетинга в обоих случаях. Различие, скорее всего, заключается в том, на каком уровне управления и в каких целях используются полученные результатах.
Внешний контроль осуществляют, как правило, консультационные фирмы. Рекламные агентства, например, могут, наряду с оценкой эффективности рекламной кампании, оценить соответствие маркетинговой деятельности конкретным рыночным условиям, провести аудит продвижения. Фирмы, занимающиеся исследованиями рынка, оценивают сравнительную динамику сбыта (ритейл-аудит) и отношение клиентов к услугам банка (потребительский аудит). Аудиторские фирмы могут осуществить всеобъемлющий анализ эффективности маркетинговой деятельности в целом.
В перечень услуг внешних консультантов входят обычно следующие задачи:
— аудит существующей структуры и функций отдела, качества выполнения работ;
— аудит целей, задач и функций отдела маркетинга;
— аудит структуры и состава отдела, распределения функций между специалистами;
— анализ качества и регулярности маркетинговых исследований;
— аудит алгоритма сбора и анализа внутренней и внешней маркетинговой информации;
— аудит позиционирования продукта (группах продуктов) банка;
— анализ механизма взаимодействия отдела маркетинга с другими подразделениями банка, регламента передачи внутрибанковской информации;
— аудит схемы и качества работ по анализу эффективности маркетинговых мероприятий;
— анализ системы планирования.
Главным методологическим приемом маркетингового аудита является перечень вопросов, на которые предстоит найти ответы (формат). В данном формате обязательно должных присутствовать определенные элементы:
— оценка внешней средах деятельности на макро- и микроуровне;
— аудит целей и стратегий маркетинга;
— оценка структуры управления маркетингом;
— аудит основных систем маркетинга;
— оценка эффективности бюджета маркетинга;
— оценка результативности маркетинговых исследований.
Для достижения целей маркетингового аудита могут быть использованы следующие методах:
— общая оценка баланса (структура, ликвидность, «качество» активов, платежеспособность, динамика собственного капитала);
— анализ отчета о прибыли;
— анализ структуры затрат;
— построение хронологической схемы бизнеса;
— анализ рентабельности;
— оценка экономической безопасности и надежности операций;
— оценка эффективности групп банковских услуг;
— оценка эффективности мероприятий по продвижению продукции (личные продажи, реклама, связи с общественностью, BTL-акции5).
Как следует из приведенного выше перечня методов, аудиторская проверка охватывает как финансовые, так и производственные, сбытовые и логистические операции. Это связано с тем, что эффективность маркетинговой деятельности зависит от влияния значительного числа факторов, зачастую не имеющих явно выраженной клиентской направленности, но, тем не менее, определяющих внутреннее качество маркетинговой системах. Так, например, проблемах взаимоотношений с клиентами могут возникнуть из-за отсутствия информации о наличии тех или иных банковских продуктов, компетентного сотрудника, способного принимать решения, и т.п. Общей целью маркетингового аудита является выявление так называемых «разрывов» в деятельности и, особенно, взаимодействии структурных подразделений по поводу повышения удовлетворенности клиентов.
Смотрите также
Формы активного продвижения товаров (услуг)
♦ Реклама как инструмент эффективного участия В целевом сегменте ♦ Паблик рилейшнз
и имидж малой организации ♦ Стимулирование сбыта - резерв продвижения товара ♦ Выставочно-я ...
На оперативном просторе
На первом этапе планирования вы поставили цели по периодам. Достаточно часто
маркетинговое планирование начинается именно с этого момента. Ведь стратегический
план, который можно прочитать, есть д ...
Разработка комплекса маркетинга для малой организации
♦ Товар, товарная политика ♦ Система распределения и товародвижение ♦ Механизм
формирования цены ♦ Коммуникационная модель маркетинга ♦ Вопросы
и задания ♦ Ситуа ...