Методы и модели управления товарными запасами в маркетинге
Общая теория маркетинга / Экономико-математические методы и прикладные модели в маркетинге / Методы и модели управления товарными запасами в маркетинге
Страница 1

Классическая задача управления запасами.

Задачей управления запасами

называется оптимизационная задача, в которой предполагаются известными данные о поставках товара на склад, спросе на товар, издержках и условиях хранения товарных запасов.

Требуется оптимизировать работу склада по заданному критерию оптимизации.

Рассмотрим эту задачу в так называемой классической постановке. Выберем за единичный интервал времени один день. Пусть к концу дня t – 1 на складе находится запас в объеме xt-1 ≥ 0. Склад делает заказ на пополнение запаса товара в объеме ht. Это пополнение поступает к началу следующего дня t, так что запас товара в начале следующего дня составляет х1 + ht. Пусть St – объем товара, запрашиваемый потребителем (или потребителями) в день t (объем заявки).

Если St ≤ xt-1 + ht, то склад удовлетворяет заявку потребителя полностью, а остатки товара (хt = xt-1 + + ht - St) переносятся на следующий день (t + 1), причем издержки хранения этого запаса пропорциональны его объему, т.е. С · xt = С (xt-1 + ht – St).

Если объем заявки St > xt-1 + ht, то склад полностью отдает свой запас, а за недопоставленный товар несет потери (например, штрафуется за дефицит), пропорциональные объему дефицита, т.е. k (St - xt-1 - - ht) = - k (xt-1 + ht – St).

Таким образом, полные издержки φ(xt-1, ht, St) склада можно записать в виде:

При этом остаток товара таков:

Из уравнения (25.50) следует: если хt-1 > 0, то φ(xt) = c · xt; если xt < 0, то φ(xt) = -k · xt; если хt = 0, то φ(xt) = 0.

В классической постановке задачи управления запасами предполагается, что сама величина спроса St неизвестна, однако она является независимой случайной величиной, имеющей заданный закон распределения. Пусть распределение вероятностей величины St задается непрерывной функцией распределения F(x) с плотностью распределения f(x). Тогда средние полные издержки Ф (xt-1 + ht) задаются следующей формулой (М – математическое ожидание):

Задача ставится таким образом: определить объем заказа на пополнение ht, минимизирующий средние полные издержки, т.е.:

где ht ≥ 0.

где ht ≥ 0.

Если обозначить у = хt-1 + ht, то в случае статической постановки классической задачи управления запасами уравнение для определения минимизирующего запаса у* имеет вид:

Решение (25.52) задачи (25.51) определяет стратегию оптимального пополнения запасов. Величина пополнения запасов h*t, минимизирующая средние полные издержки, задается следующим образом:

Конкретные числовые характеристики системы управления запасами зависят от вида функции плотности распределения f(x) случайной величины спроса. В качестве примера рассмотрим случай симметричного «треугольного распределения» спроса, при котором функция плотности распределения получается в виде графика, представленного на рис 25.1А. Очевидно, что этот график получается параллельным при переносе вправо (т.е. заменой х на х - а) графика, изображенного на рис. 25.1Б, при этом функция принимает следующий вид:

Рис. 25.1. Функция плотности распределения в графическом виде

График функции средних полных издержек для такой функции спроса в случае к > с представлен на рис. 25.2, где оптимальный уровень запаса можно выразить уравнением:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Процесс маркетинговых исследований
Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры: I. Определение проблемы и целей исследования. I.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований. I.2. О ...

Стратегии маркетинга в условиях конкуренции
♦ Конкурентные стратегии хозяйственного портфеля ♦ Конкурентные стратегии на функциональном уровне ♦ Оценка конкурентоспособности товара (услуги) ♦ Вопросы и задания ♦ ...

Маркетинговая среда и ее структура
♦ Макро- и микросреда маркетинга сферы малого бизнеса ♦ Инфраструктурное обеспечение сферы малого бизнеса ♦ Государственная поддержка малого предпринимательства ♦ Вопросы и ...