Экологические проблемы в России в период развития рыночных отношений
Общая теория маркетинга / Экологический маркетинг / Экологические проблемы в России в период развития рыночных отношений
Страница 1

Современные масштабы экологических нарушений, а также необходимость компенсации потерь от крупных аварий и стихийных бедствий создают реальную угрозу переключения высвобождаемых финансовых и материальных ресурсов с решения стратегических задач формирования новой структуры экономики на поддержание ее нынешнего потенциала. По самым минимальным оценкам, дополнительные затраты в народном хозяйстве, связанные с загрязнением окружающей среды и деградацией возобновляемых природных ресурсов в России, составляют сотни миллиардов рублей в год.

Развитие рыночных отношений и конкуренции должно привести к значительному повышению технического и технологического уровня производства, стимулированию ресурсо- и энергосбережения, структурной перестройке экономики, что в конечном итоге позволит уменьшить загрязнение окружающей природной среды. Этот вывод подтверждает опыт развития стран с рыночной экономикой за последние 20 лет. В переходный период возникает серьезная опасность ухудшения экологической ситуации в связи с наличием следующих факторов:

- разрушение хозяйственных связей, нарушение проектных технологических режимов, усиление аварийности производств;

- финансовые трудности предприятий, ограничивающие возможности выполнения природоохранных мероприятий;

- недостаточные бюджетные ассигнования отраслям, ответственным за воспроизводство и охрану природных ресурсов (лесное хозяйство, водное хозяйство, геологоразведка, природоохранные органы);

- отсутствие законодательно закрепленных разграничений полномочий и ответственности органов власти и управления по вертикали и горизонтали (несогласованность решений, принимаемых в области использования ресурсов и обеспечения экологической безопасности, ведет к безответственным действиям в распоряжении природными ресурсами и их фактическому расхищению).

Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации социально-экономического развития, формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. А для этого нужно разработать комплекс радикальных политических, законодательных, социально-экономических, технологических и иных мер. Однако очень важно, чтобы в переходный период соблюдался принцип разумных компромиссов при разрешении конфликтов, возникающих между необходимостью соблюдения экологических регламентации и ограничений, с одной стороны, и экономической мотивацией хозяйственной деятельности, с другой.

Способность предприятий выполнить установленные экологические требования к производственной деятельности, возместить экономический ущерб, наносимый окружающей природной среде и здоровью населения в результате загрязнения, должны играть решающую роль при определении перспектив их функционирования в условиях рыночной экономики. Территориальным органам управления совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами следует в кратчайшие сроки сформировать перечни наиболее опасных в экологическом отношении предприятий и подготовить программы их перепрофилирования и реконструкции.

Важную роль при этом играет эффективное использование технической и финансовой помощи международных организаций, иностранных инвестиций. В связи с особой остротой экологических проблем в России подавляющее большинство инвестиционных проектов должно иметь явно выраженную экологическую направленность, способствовать улучшению состояния окружающей среды и в обязательном порядке проходить принятую международными организациями процедуру их экологической оценки.

Первоочередной задачей является повышение эффективности государственного контроля за соблюдением существующих регламентов природопользования с применением экономических и административных санкций для предотвращения аварий и катастроф, пресечения экологических правонарушений и преступлений. С этой целью необходимо: установить четкую систему экологических ограничений и регламентации режимов природопользования по территориям и экосистемам; ввести лицензирование природопользования; объединить под общим методическим и организационным руководством действующие на государственных и ведомственных территориях системы наблюдения и контроля за состоянием природных ресурсов и объектов окружающей среды; создать сеть стационарных и передвижных технических средств контроля за источниками загрязнения природной среды, в том числе с использованием дистанционных и экспресс-методов.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Деловое общение как элемент коммуникации
Основные правила и элементы делового этикета. Этикет — нормы и обычаи, регулирующие культуру поведения человека в обществе. В это понятие входит совокупность правил, связанных с умением держать себ ...

Сущность аудита
Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит& ...

Специфика маркетинговых технологий в отраслях сферы малого бизнеса
♦ Маркетинг В сфере товарного обращения ♦ Маркетинг в строительстве ♦ Концепции маркетинга услуг. Маркетинговые стратегии в сфере услуг ♦ Аутсорсинг сетевой кооперации ♦ ...