Понятия «рынок» и «конъюнктура»Общая теория маркетинга / Изучение конъюнктуры рынка на промышленном предприятии / Понятия «рынок» и «конъюнктура»Страница 1
Известно, что рынок – это сфера обмена товарами и услугами.
В
маркетинге к данному определению принято добавлять уточняющее понятие: «рынок страны» или «географический рынок».
Слово «рынок» имеет и другое значение: рынок конкретного товара, например вычислительной техники, где можно выделить рынки персональных компьютеров, мини-ЭВМ и т.д.
В любой стране имеются свой внутренний рынок (сфера заключения внутриторговых операций) и внешний рынок, где осуществляются экспортно-импортные связи. Любой из рынков обладает определенной структурой, под которой понимаются условия, определяющие его возможности и подлежащие выявлению в процессе исследования. Прежде всего фирму интересует монополизация рынка – численное соотношение на нем покупателей и продавцов и характер их взаимоотношений.
Экономическая конъюнктура,
т.е. ситуация на рынке, определяемая совокупностью факторов и условий и выражаемая определенным соотношением спроса, предложения и динамики цен – это второй важный вопрос. Основными факторами, определяющими характер реализации товара, служат спрос, предложение и цена. Через них опосредованно проявляются и все другие, отражающие конъюнктуру, например производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, поскольку она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает их динамику. Состояние рыночной экономики отражает понятие «конъюнктура торговли».
Слово «конъюнктура» имеет латинское происхождение и означает совокупность условий, взятых в их взаимной связи, преходящую обстановку, ситуацию, положение вещей. В более узком смысле – это стечение обстоятельств или событий, в особенности критическое или кризисное состояние дел. Таким образом, само понятие «конъюнктура» включает совокупность взаимосвязанных условий, определяющих переход из одного состояния в другое.
Характерными чертами конъюнктуры являются:
• постоянная изменчивость – кратковременные и длительные колебания в результате влияния различных факторов;
• исключительная противоречивость, выражающаяся в том, что различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии противоположных тенденций;
• неравномерность, которая особенно хорошо видна, когда изменения различных показателей совпадают по направлениям, но не по темпам (неравномерность обостряет диспропорции развития отраслей народного хозяйства);
• единство противоположностей, складывающееся в ходе производства, представляет собой весь процесс воспроизводства, рассматриваемый непосредственно в рыночном выражении.
Как известно, конкретный процесс воспроизводства представляет собой единство противоположностей процесса производства и обращения, а следовательно, все те дополнительные элементы неустойчивости, которые вносит сфера обращения в весь процесс воспроизводства, должны также быть предметом изучения конъюнктуры.
Конъюнктура характеризуется прежде всего соотношением спроса и предложения. Это соотношение меняется в зависимости от того или иного фактора, оказывающего непосредственное воздействие на спрос или предложение или же на спрос и предложение одновременно, и в свою очередь порождает те или иные тенденции товарного обращения. Развитие рынка происходит через постоянное преодоление противоречия между спросом и предложением, которое определяет всю диалектику данной экономической категории. На это указывал, в частности, К. Маркс, критикуя всякого рода утопические теории. Он писал, что только в подобных теориях «спрос равен предложению, производство равно потреблению»*. Поэтому можно сказать, что конъюнктура служит выражением диалектики развития внутреннего рынка при социализме.
* Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Т. 4. С. 49.
Если подойти теоретически к вопросу состояния рыночной конъюнктуры, то следует вспомнить классические ситуации: спрос превышает предложение – тогда цены на товары растут; предложение превосходит спрос – это вызывает падение цен; и наконец, рыночное равновесие, при котором предложение равно спросу. Последняя ситуация не является типичной для практики, о чем свидетельствует высказывание К. Маркса. Но тем не менее то или иное состояние конъюнктуры требует принятия определенных решений со стороны как продавца, так и покупателя. И чтобы принять правильное решение, необходимо обладать информацией о состоянии дел на рынке, а значит, провести его изучение.
Смотрите также
Качества маркетолога
Маркетинг - деятельность, направленная на продвижение продукции к потребителю, занятие определенной рыночной ниши путем исследования рыночной конъюнктуры сложившейся группы товаров на рынке. Цель ма ...
Специфика маркетинговых технологий в отраслях сферы малого бизнеса
♦ Маркетинг В сфере товарного обращения ♦ Маркетинг в строительстве
♦ Концепции маркетинга услуг. Маркетинговые стратегии в сфере услуг
♦ Аутсорсинг сетевой кооперации ♦ ...
Дополнительные истины и идеи
Гарантия качества - это
способность «превзойти ожидания» покупателя. Поэтому следующие истины даны
сверх того, что было обещано на обложке книги. ...