Понятия «рынок» и «конъюнктура»Общая теория маркетинга / Изучение конъюнктуры рынка на промышленном предприятии / Понятия «рынок» и «конъюнктура»Страница 2
Спрос
– форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами, т.е. платежеспособная потребность.
Предложение
– это совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть доставленными туда. Предложение предопределяется производством, но не тождественно ему. Движение цен при неизменном объеме производства меняет размеры предложения. Отсюда ясно, что равенство спроса и предложения не всегда означает равенство производства и потребности.
Нормальное, соответствующее экономическим законам соотношение спроса и предложения – это их равновесие, т.е. соответствие между объемом и структурой спроса на товары и услуги и объемом их предложения. Нарушение соответствия между спросом и предложением крайне отрицательно сказывается на развитии производства и решении социальных задач. В современных условиях все чаще имеет место отставание предложения от спроса, результатом чего является прежде всего рост цен, отрыв их от общественно необходимых затрат.
Деформация рынка, которая может возникнуть в результате систематического отставания спроса от предложения (или наоборот), искажает нормальный экономический оборот, ведет к диктату либо производителя, либо потребителя. В первом случае замедляется процесс обновления продукции, серьезно тормозится научно-технический прогресс и улучшение качества товаров и услуг, усиливается финансовая несбалансированность. Все это ослабляет действенность экономических рычагов и стимулов, дезорганизует производство и рынок. Чтобы не допускать этого, важно учиться искусству управления рынком в соответствии с его законами.
Спрос и предложение – это явления, находящиеся на поверхности экономической жизни и характерные для процесса многочисленных актов купли-продажи, совершающихся на внутреннем рынке страны, за которыми стоят глубинные процессы экономической жизни. Об этих глубинных процессах писал К. Маркс: «Отношение спроса и предложения абсолютно ничего не в состоянии объяснить, пока не раскрыт базис, на котором покоится это отношение»*. Этим базисом является производство и обусловленный им обмен, в том числе факторы, влияющие на спрос, роль которых существенно меняется в зависимости от явлений, происходящих в сфере обмена.
* К. Маркс. Капитал. Т. 3. С. 289.
Сфера обмена
развивается по своим законам. Она имеет собственный цикл, отличный от цикла развития производства, хотя в общем и целом производство главенствует над обменом. Эту мысль можно подтвердить следующим высказыванием Ф. Энгельса: «Там, где существует разделение труда в общественном масштабе, отдельные процессы труда становятся самостоятельными по отношению друг к другу. Производство является в последнем счете решающим. Но как только торговля продуктами обособляется от производства в собственном смысле слова, она следует собственному движению, над которым в общем и целом главенствует движение производства, но которое в отдельных частностях и внутри этой общей зависимости следует опять-таки своим собственным законам, присущим природе этого нового фактора. Это движение имеет свои собственные фазы и, в свою очередь, оказывает обратное действие на движение производства»*.
* К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 20. С. 150.
Процесс изучения конъюнктуры рынка включает прежде всего исследование развития сферы обмена в каждый данный момент, которая следует собственному движению, собственным фазам, своим собственным законам. Как писал Ф. Энгельс, производство и обмен «в каждый данный момент обуславливают друг друга и в такой степени друг на друга воздействуют, что их можно было бы назвать абсциссой и ординатой экономической кривой»*.
* К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 20. С. 160.
Существенные различия в динамике конъюнктуры и цикла воспроизводства, проистекающие из различия в развитии сферы обмена и сферы производства, а также из различия значимости факторов формирования конъюнктуры и цикла (в первую очередь случайных, стихийных, временных и т.п.), требуют при проведении исследований конъюнктуры должного учета этой особенности без преуменьшения или преувеличения ее роли.
Допустим, что на рынке предлагается некоторое количество товара, причем оно меньше того, которое могло бы насытить спрос на этот товар. В таком случае на рынке установится высокая цена на него, что побудит производителей товара, предлагающих его на рынке, увеличить объемы его производства. Но по мере увеличения количества предлагаемого товара спрос на него будет постепенно насыщаться. В соответствии с этим и цена начнет понижаться. Возможен обратный вариант: количество предлагаемого на рынке товара превышает спрос. Тогда устанавливается низкая цена на него, при которой производители товара найдут для себя невыгодным поддерживать производство на прежнем уровне. В результате количество предлагаемого на рынке товара будет падать до тех пор, пока цена на него не начнет повышаться.
Смотрите также
Деловое общение как элемент коммуникации
Основные правила и элементы делового этикета.
Этикет — нормы и обычаи, регулирующие культуру поведения человека в обществе.
В это понятие входит совокупность правил, связанных с умением держать себ ...
Оценка эффективности маркетинга в сфере малого бизнеса
♦ Принципы эффективности управления маркетингом ♦ Показатели качества маркетинга
♦ Контроль в маркетинге ♦ Вопросы и задания ♦ Ситуационные и практические задачи
b ...
Разработка комплекса маркетинга для малой организации
♦ Товар, товарная политика ♦ Система распределения и товародвижение ♦ Механизм
формирования цены ♦ Коммуникационная модель маркетинга ♦ Вопросы
и задания ♦ Ситуа ...