Содержание сферы малого бизнеса
Страница 3

• налаженная современная информационно-аналитическая система, включая современные специальные информационные каналы связи и другие средства коммуникации;

• гибкая, легко адаптирующаяся к рыночным изменениям система паблик рилейшнз с ее механизмами, формами и методами;

• правовая система, без которой нормальный рынок просто не сможет существовать, а также судебно-арбитражные структуры.

Важнейшей составной частью инфраструктуры любой национальной экономики является сфера товарного обращения. Товарное обращение средств производства — важный фактор эффективности рыночного механизма, так как через эту сферу в России проходит более 2/3 всего товарооборота.

В сфере товарного обращения происходит реальная оценка результатов деятельности каждого предприятия. В ней через механизм спроса и предложения, т.е. через фактическую реализацию, проходят свою проверку созданные потребительные стоимости с точки зрения их соответствия общественной и индивидуальной потребности и цены на товары с позиции их конкурентоспособности.

Коммерческо-посредническая сфера — сложная оперативно-организационная система, направленная на обеспечение совершения процессов купли-продажи с учетом текущих и перспективных рыночных изменений в целях полного, качественного и своевременного удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Это такая деятельность, которая позволяет всем участникам коммерческого оборота успешно взаимодействовать с учетом взаимной выгоды на всех этапах реализации торговых сделок. Именно коммерческо-посредническая деятельность способствует эффективному развитию производства и влияет на формирование его объемов и перспективных направлений.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве, научно-технической сфере — 60; в оптовой торговле — 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В ходе проблемно-ориентированного анализа динамики развития субъектов малого предпринимательства России построена табл. 1.1, в которой отражено число малых предприятий по отраслям экономики за 1996—2004 гг.

Таблица 1.1. Число малых предприятий по отраслям экономики

(на начало 2005 г.)

• Россия в цифрах: 2003: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2003. - С.

• Россия в цифрах: 2003: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2003. - С. 159—160. Россия в цифрах: 2005: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2005. — С. 356.

Как видно из табл. 1.1, на начало 2005 г. в России число малых предприятий составило

Как видно из табл. 1.1, на начало 2005 г. в России число малых предприятий составило 953,1 тыс. — это максимальное количество предприятий, зарегистрированных органами государственной статистики в сфере малого бизнеса с начала ее формирования. Впервые с 1999 г. зафиксировано серьезное увеличение числа малых предприятий на 60,1 тыс. ед. Положительные структурные сдвиги характерны и для отраслей экономики. Так, число малых предприятий в промышленности на начало 2005 г. в сравнении с 2004 г. изменилось в сторону увеличения на 9,1 тыс. ед., на транспорте — на 5,4 тыс. ед., в торговле и общественном питании — на 23,9 тыс. ед. При этом относительно общего числа малых предприятий удельный вес их в промышленности незначительно увеличился: с 13,3% на начало 2004 г. (конец 2003 г.) до 13,4% на начало 2005 г. (конец 2004 г.).

Тенденция снижения числа малых предприятий просматривается в строительстве, образовании, науке и научном обслуживании. Здесь за обозначенные 9 лет число малых предприятий в строительстве снизилось со 138 до 121,3 тыс., а удельный вес их в общем числе — с 16,4 до 12,7%.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Качества маркетолога
Маркетинг - деятельность, направленная на продвижение продукции к потребителю, занятие определенной рыночной ниши путем исследования рыночной конъюнктуры сложившейся группы товаров на рынке. Цель ма ...

Автоматизация торговых и складских операций
В настоящее время уровень технического развития персональных компьютеров позволяет использовать их как в быту, так и на производстве. Современное программное обеспечение по вводу, обработке ...

Сущность аудита
Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит& ...