Балансовые модели в маркетинге
Страница 5

В общем виде модель межпродуктового баланса имеет вид:

что по форме совпадает с моделью (25.5) межотраслевого баланса в стоимостном выражении, однако здесь все величины даны в натуральных измерителях. Для примера приведем значения некоторых коэффициентов прямых материальных затрат аij: на изготовление одного грузового автомобиля расходуется в среднем 2,5 т стального проката, 0,5 т чугуна, 2 тыс. кВт · ч электроэнергии, 1 м3 пиломатериалов и т.д.

Рассмотрим решение одной из задач маркетинга на основе модели межпродуктового баланса. В моделях межпродуктовых балансов в состав объема конечной продукции Yi входит количество продукции, направляемой на прирост запасов и резервов. Величина этого прироста по каждой продукции часто задается вне модели, что определяет общее количество продукции каждого наименования, идущее на прирост запасов, но не дает возможности узнать, в каком объеме требуются эти запасы для обеспечения непрерывности производства, какова оптимальная величина совокупных запасов для данной продукции.

Для того чтобы получить ответ на эти вопросы, необходимо наряду с прямыми затратами отражать величину запасов и резервов в том разделе баланса, где по строкам показываются производственные связи и затраты одного вида продукта на все другие виды, а по столбцам – затраты различных продуктов на производство продукта данного определенного вида.

Эти проблемы можно решить путем введения так называемых коэффициентов запасоемкости.

Дадим определение:

коэффициент запасоемкости sij показывает, какое количество запаса продукции i-го вида необходимо при производстве единицы продукции j-го вида. Если Sij есть величина запаса продукции i-го вида, используемого для производства j-й продукции, а Xj – общий объем производства j-й продукции, то величину коэффициента запасоемкости можно определить по формуле:

На практике коэффициенты запасоемкости можно рассчитать на основе статистических данных за предыдущие годы.

Если в схему межпродуктового баланса ввести показатели запасоемкости, то уравнение (25.12) примет вид:

Введя наряду с ранее использованными матричными величинами матрицу коэффициентов запасоемкости S = (sij), можно модель (25.14) записать в матричном виде:

Х = А · Х + S · X + Y, (25.14')

откуда выводится следующее соотношение:

Х = (Е - А - S)-1 · Y. (25.15)

Матрица ВS = (Е – А – S)-1 аналогична матрице В коэффициентов полных материальных затрат, но наряду с прямыми и косвенными затратами включает также затраты запасов на единицу конечной продукции.

Балансовые модели могут быть полезны и при реализации сбытовой функции маркетинга, в частности в вопросах ценообразования. В условиях формирования рыночных цен они помогают выявить, например, дисбаланс межотраслевых и внутриотраслевых цен при свободном рыночном ценообразовании. Рассмотрим прежде всего задачу расчета системы цен по формуле стоимости на основе межотраслевого баланса, модель которого рассматривалась в предыдущих параграфах данной главы.

В дополнение к ранее принятым обозначениям через tj обозначим коэффициент прямых затрат труда в j-й отрасли, через Pj – цену единицы j-го продукта, через Pt – денежный эквивалент новой стоимости, созданной в единицу рабочего времени, через Vn – нормативную ставку оплаты единицы рабочего времени, через а – норму прибавочного продукта по отношению к необходимому (норму прибыли). Тогда в балансе для каждого j-го продукта должно соблюдаться равенство:

(25.16) (25.16)

Соотношения (25.16) представляют собой систему п линейных уравнений с (п + 1) неизвестными. Задавая значение одной из неизвестных, можно определить все остальные цены, решая получившуюся систему уравнений любым из известных методов.

Для величины Pt справедлива следующая формула:

Pt = Vn (1 + α) . (25.16)

Считая величину нормативной ставки оплаты единицы рабочего времени (единицы затрат труда) Vn известной, нормировать коэффициент а можно путем присоединения к системе уравнений (25.16) дополнительного (п + 1)-го уравнения, используя объемные показатели межотраслевого баланса. Полагая для простоты, что сумма доходов населения, не занятого в производственной сфере, равна нулю, уравнение можно записать в следующем виде:

Это уравнение отражает требование соответствия доходов населения и общей стоимости товаров конечного потребления.

Кроме определения системы цен по формуле стоимости на базе уравнений межотраслевого баланса можно рассчитывать новые перспективные цены и индексы их динамики в сравнении с уровнями базисного года. Пусть в действующих отраслевых ценах объем прямых межотраслевых поставок, объем валовой продукции, коэффициент прямых материальных затрат и условно чистый доход для j-й отрасли были равны соответственно хij, Xj, aij, Zj, a аналогичные величины в новых перспективных ценах – х*ij, Х*j, а*ij, Z*j.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Маркетинговая среда и ее структура
♦ Макро- и микросреда маркетинга сферы малого бизнеса ♦ Инфраструктурное обеспечение сферы малого бизнеса ♦ Государственная поддержка малого предпринимательства ♦ Вопросы и ...

Дополнительные истины и идеи
Гарантия качества - это способность «превзойти ожидания» покупателя. Поэтому следующие истины даны сверх того, что было обещано на обложке книги. ...

Заключение
Таким образом, на основе полученной информации можно сказать, что имея набор возможных («хороших») областей активности, рын-ков, сегментов, фирме необходимо выбрать те из них, на которые она «будет ...