Роль и значение исследований конъюнктуры в оперативном управлении рынком
Общая теория маркетинга / Изучение конъюнктуры рынка на промышленном предприятии / Роль и значение исследований конъюнктуры в оперативном управлении рынком
Страница 1

Задачу оперативного управления рынком можно определить более четко, если подходить к решению проблемы комплексно. Повысить уровень сбалансированности рынка можно и нужно путем изменения объемов, структуры и ассортимента товарных ресурсов в соответствии с объективными закономерностями развития потребностей предприятий.

Экономики нашей страны на протяжении длительного периода развивается на экстенсивной основе. Благодаря появлению импортных дорогостоящих товаров, а также по мере насыщения рынка отечественными товарами все более увеличиваются структурные и ассортиментные диспропорции между спросом и предложением: значительная часть товаров оказалась недоступной по цене. Диспропорции неблагоприятно сказываются на итогах хозяйственной деятельности промышленных предприятий. В такой ситуации они вынуждены активизировать работу по изучению спроса, хотя цель достигается не всегда, так как решить эти проблемы можно, только устранив экономические причины, их породившие, т.е. повысив уровень покупательной способности населения. К тому же чисто коммерческие цели, преследуемые промышленными предприятиями, зачастую превалируют над более важными задачами совершенствования общего уровня и структуры производства.

Сложные и многогранные задачи изучения конъюнктуры рынка могут быть успешно выполнены только при условии обеспечения комплексного и системного подхода к решению организационных и методических проблем.

Комплексный характер изучения конъюнктуры рынка на промышленном предприятии предполагает:

- активное изучение спроса и конъюнктуры на уровне различных фирм, концернов и отраслей;

- рациональное и наиболее полное использование различных взаимодополняющих источников информации, обеспечивающих получение необходимой системы показателей;

- сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка;

- применение в процессе исследования совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

Программа конъюнктурных наблюдений ориентирована прежде всего на обоснование коммерческих решений, которые принимаются на данном уровне управления. Наряду с этим результаты изучения конъюнктуры должны систематизироваться и обобщаться на более высоких уровнях управления. Кроме того, необходимы сведения, отражающие региональные особенности конъюнктуры, реакцию потребителей на изменение условий реализации товаров, их ассортимента и качества, намечающиеся сдвиги в спросе.

Данная информация позволит хозяйственным руководителям ориентироваться на региональном рынке с учетом долговременных устойчивых тенденций: направлений совершенствования современных технологий, перспектив развития производственных мощностей, наличия сырьевых ресурсов, возможностей импорта, имеющихся запасов и резервов, соотношения между собственным производством и предложением аналогичных предприятий на региональных рынках.

Для понимания истинного состояния конъюнктуры рынка необходимы также сведения об условиях посредничества и реализации товаров, подготовки рынка к обслуживанию покупателей, функционирования рекламы, организации сбыта, формирования цен, предоставления гарантий, платежей.

Промышленные предприятия, а также организации, занимающиеся изучением конъюнктуры, должны постоянно иметь информацию об объемах и структуре потребности в товарах, об итогах выставок-продаж и другие сведения о рынке. Форма и сроки поступления информации должны быть установлены с таким расчетом, чтобы ее можно было использовать при формировании производственных маркетинговых программ.

Одновременно службы изучения конъюнктуры промышленного предприятия должны располагать сведениями о намечающемся расширении или обновлении производственного ассортимента, изменении качественных или функциональных параметров изделий, технологий производства и т.д. на предприятиях-конкурентах.

Эффективность изучения конъюнктуры рынка может быть обеспечена при условии, что наряду с конъюнктурными подразделениями и различными звеньями управления в этой работе будут участвовать также и научно-исследовательские подразделения (НИОКР). В целях разграничения функций и более эффективной координации деятельности этих подразделений целесообразно установить такой порядок, при котором первые выполняли бы главным образом конкретные экономические исследования:

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Маркетинговая среда и ее структура
♦ Макро- и микросреда маркетинга сферы малого бизнеса ♦ Инфраструктурное обеспечение сферы малого бизнеса ♦ Государственная поддержка малого предпринимательства ♦ Вопросы и ...

Формирование сбытовой политики
Формирование сбытовой политики основано на использовании элемента комплекса маркетинга «доведение продукта до потребителя», характеризующего деятельность организации, направленную на то, чтобы сде ...

Истины и идеи Марионеточного маркетинга
Готовность соглашаться Если потребитель говорит «да», высока вероятность того, что он скажет «да» еще раз. Людям свойственно стремление к внутренней последовательности и постоянству. Согласившись ...