Характерные черты и основные направления развития
маркетинга в РоссииОбщая теория маркетинга / Международный опыт в области маркетинга применительно к России / Характерные черты и основные направления развития
маркетинга в РоссииСтраница 1
Для российской экономики начало 90-х гг. стало переломным моментом, поскольку этот период тесно связан с отказом от старых административно-командных форм хозяйствования и переходом к новым, рыночным формам. В связи с этим перед отечественными предприятиями встали проблемы, от решения которых во многом зависит эффективность как их непосредственной деятельности, так и всей экономики страны.
Изменение форм собственности, перестройка системы управления промышленностью привели к полной экономической самостоятельности отечественных производителей. Ликвидация директивной системы управления окончательно превратила хозяйственные единицы в непосредственных товаропроизводителей. Изменился характер связей между ними и потребителями: на смену жесткой фиксации (определение через центр обязательного количества, качества, сроков и адреса поставок) пришла связь рыночная, ориентированная на обоюдную выгоду. В этих условиях успех предприятия-товаропроизводителя напрямую зависит от того, каким образом оно сможет организовать взаимодействие, контакт с потребителем. Естественно, что теперь необходимо было активно изучать запросы покупателей, рыночные тенденции, т.е. осуществлять маркетинговую деятельность.
Движение России к рыночной экономике и выход товаропроизводителей на международные рынки потребовали тщательного изучения зарубежного опыта и использования наиболее приемлемых для нашей страны его элементов.
Как показывает мировая практика, для сферы маркетинга характерны различные направления деятельности:
- исследование потребностей и спроса покупателей;
- изучение возможностей использования той или иной товарной марки и упаковки на определенном рынке;
- разработка и осуществление мероприятий, направленных на удовлетворение выявленных потребностей;
- установление приемлемых как для фирмы, так и для потребителей цен с учетом вида рынка (региональный, национальный, внешний), а также категории покупателей;
- информирование потребителей об особенностях новых товаров или усовершенствованных старых;
- убеждение потребителей в том, что предлагаемая им продукция фирмы является качественной, модной и престижной, выявление и предложение требуемого перечня услуг в послепродажный период;
- поддерживание постоянной связи с потребителями с целью своевременного выявления желательных усовершенствований или доработки используемой продукции.
Как видно из приведенного перечня, маркетинг охватывает практически весь цикл движения товара:
от начала его разработки и до момента потребления.
В соответствии с характером спроса различают несколько типов маркетинга:
- конверсионный – направлен на преодоление негативного отношения потребителей к тому или иному товару;
- стимулирующий – связан со стимулированием спроса потребителей, безразличных к имеющемуся товару;
- развивающий – призван выявить потенциальный спрос и „определить способы его удовлетворения;
- ремаркетинг – имеющий целью оживление старого производства со сложившейся структурой спроса, т.е. он способствует достижению стабильности спроса;
- поддерживающий – предусматривает меры, направленные на постоянное сохранение объемов спроса;
- демаркетинг – снижает спрос, превышающий производственные возможности;
- противодействующий – его целью является ликвидация иррационального спроса.
В России, как уже отмечалось, переход от административно-командной, централизованной экономики к рыночному механизму потребовал поиска новых форм взаимоотношений между участниками производства. Одной из них стал маркетинг, позволивший в кратчайший срок заменить жесткую плановую систему, наладить эффективные связи между производителями и потребителями, получать важную информацию о покупательских запросах и формировать на ее основе производственные программы, доводить продукцию до потребителя, избегая потерь, связанных с незаинтересованностью покупателей в предлагаемом товаре, выявить сильные и слабые стороны предприятий и фирм, чтобы развивать одни и исключить другие.
Смотрите также
Формирование сбытовой политики
Формирование сбытовой политики основано на использовании элемента комплекса маркетинга
«доведение продукта до потребителя», характеризующего деятельность организации,
направленную на то, чтобы сде ...
Формы активного продвижения товаров (услуг)
♦ Реклама как инструмент эффективного участия В целевом сегменте ♦ Паблик рилейшнз
и имидж малой организации ♦ Стимулирование сбыта - резерв продвижения товара ♦ Выставочно-я ...
На оперативном просторе
На первом этапе планирования вы поставили цели по периодам. Достаточно часто
маркетинговое планирование начинается именно с этого момента. Ведь стратегический
план, который можно прочитать, есть д ...