Государственная поддержка малого предпринимательства
Маркетинг в малом бизнесе / Маркетинговая среда и ее структура / Государственная поддержка малого предпринимательства
Страница 3

Банк России утвердил положение «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции», определяющее принципы функционирования депозитно-кредитных небанковских кредитных организаций, сферу их деятельности, круг осуществляемых ими операций, в частности таких, как выдача банковских гарантий, которые могут быть востребованы субъектами малого предпринимательства.

3. Для облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к банковскому кредитованию необходимо развитие системы формирования кредитных историй предприятий, создание условий для накопления специализированными организациями информации, характеризующей платежную дисциплину предприятий.

4. Большое значение в развитии системы поддержки малого предпринимательства имеет сотрудничество государственных органов исполнительной власти с международными организациями.

В рамках «Проекта поддержки предприятий» Всемирного банка частично осуществляется финансирование предприятий малого бизнеса. Основная цель проекта — поддержка реструктуризации российских предприятий путем прямого предоставления долгосрочных кредитных ресурсов для обновления основных фондов. Доля израсходованных средств займа на финансирование предприятий малого бизнеса составляет около 4,7 млн. долл. США, или 9,4% от общей суммы займа.

Финансирование предприятий малого и среднего бизнеса Европейским банком реконструкции и развития осуществляется в рамках проекта «Фонд поддержки малого бизнеса». За период с 1994 г. по настоящее время, по данным ЕБРР, за счет средств Фонда было профинансировано более 80 тыс. проектов на общую сумму 800 млн. долл. США в 105 крупных и малых городах регионов Российской Федерации через систему уполномоченных банков, включая Сбербанк России и КМ Б банк.

В 2002 г. в рамках программы поддержки российского микрофинансового сектора, реализуемой на средства USAID (Американское агентство международного развития) и направленной на дальнейшее развитие российских микрофинансовых организаций как института, активно содействующего развитию малого предпринимательства в Российской Федерации, был создан Российский микрофинансовый центр (далее — РМЦ). Планируется предоставить до сентября 2006 г. 25—30 грантов российским микрофинансовым организациям на общую сумму более 4 млн. долл. США. По оценкам, это позволит за проектный период увеличить число клиентов МФО на 4200 человек, выдать более 5000 займов на сумму около 3 млн. долл. США.

Продолжается сотрудничество с Фондом Евразия, который поддерживает проекты, направленные на улучшение практики ведения бизнеса, расширение доступа к финансовым ресурсам, уменьшение правовых и нормативных барьеров на пути развития бизнеса. Всего с 1993 по 2003 г. Фондом Евразия поддержаны около 1000 проектов, направленных на развитие частного сектора в России, на сумму более 28 млн. долл. США.

Таким образом, международная финансовая помощь оказывает существенное влияние на развитие малого предпринимательства в Российской Федерации. Вместе с явными позитивными для российских предпринимателей сторонами деятельности упомянутых организаций необходимо отметить ряд проблем:

• недостаточное знание иностранными партнерами условий и специфики ведения бизнеса в России;

• относительно невысокое представительство российских специалистов в реализации программ;

• отсутствие в отдельных случаях понимания со стороны региональных и местных властей.

Региональное и отраслевое распределение иностранной помощи неравномерно, большую ее часть получают центральные и северо-западные регионы, а также Уральский регион.

Взаимодействие между российскими государственными и иностранными программами поддержки, а также самими иностранными программами нельзя назвать достаточным. В целях повышения эффективности такого взаимодействия необходимо создать доступную базу данных осуществляемых в России иностранных проектов поддержки предпринимательства, а также наладить широкое профессиональное обсуждение результатов и проблем, связанных с поддержкой предпринимательства, обмен опытом, обеспечить использование и наращивание положительного опыта завершенных и текущих программ развития малого бизнеса.

Следует отметить, что на основе данных, представленных международными финансовыми организациями, можно оценивать абсолютный объем финансовых средств, направленных на развитие частного сектора, в том числе малого предпринимательства в Российской Федерации. Отсутствие дополнительных данных и главным образом единой методологии в подходах по их использованию не позволяют в настоящий момент говорить о таких важных показателях, как вклад этих проектов в качественный и количественный рост малых предприятий, совершенствование их отраслевой структуры, увеличение числа рабочих мест, влияние объемов кредитов и инвестиций на рост ВВП.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Анализ маркетинговых возможностей организации
Любая компания должна уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности. Ни одна фирма не может вечно полагаться на свои нынешние товары и рынки. Многие фирмы подтвердят, что большая часть и ...

Стратегии маркетинга в условиях конкуренции
♦ Конкурентные стратегии хозяйственного портфеля ♦ Конкурентные стратегии на функциональном уровне ♦ Оценка конкурентоспособности товара (услуги) ♦ Вопросы и задания ♦ ...

Организация маркетинга
Организация маркетинговой деятельности, или маркетинга, включает в свой состав: построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом; подбор специалистов по маркетингу ( ...