Договор франшизы

Большое распространение получила и система взаимоотношений между производителем туристских услуг и турагентством, называемая системой франшизы

. Она во многом совпадает с системой лицензирования, однако идет дальше, привязывая франшизополучателя к методам управления и технологическим процессам франшизодателя.

По системе франшизы между двумя сторонами заключается договор франшизы, предусматривающий передачу прав и привилегий на сбыт туристских услуг, охраняемых торговой маркой либо производимых на основе технологии франшизодателя. Например, франшиза в системе гостиничного хозяйства предполагает: использование франшизополучателем торговой марки франшизодателя как средства рекламы определенного типа услуг; применение технологии и стандарта обслуживания франшизодателя в гостинице, получившей франшизу, а также разработанных франшизодателем методов и систем управления гостиницей, вплоть до ведения бухгалтерской отчетности; использование методов подготовки персонала, разработанных; включая стажировку на его предприятиях; пользование его резервационными системами; включение франшизополучателя в общую систему рекламы и маркетинга франшизодателя.

Внедрение этой системы началось в. США с автопроката и затем распространилось на гостиничное и ресторанное хозяйство. Ее широко применяют, например, американские гостиничные комплексы, «Холидей иннз», «Хилтон», «Интерконтиненталь», «Хорвард Джонсон», «Шератон», «Ромада иннз», причем не только и не столько на внутреннем рынке, сколько в международной практике. На долю франшизных предприятий приходится основная часть гостиниц таких гигантов туристической индустрии, как «Холидей иннз» и «Хилтон». На основе франшизной системы они внедряют американский стандарт сервиса и приобретают гостиничные предприятия других стран без существенных капиталовложений, привязывая франшизные гостиницы к американской клиентуре и определенному рынку.

Отношения между клиентом-туристом и агентством оформляются, как правило, устным договором или условиями инклюзив-тура, изложенными в ваучере (обменном ордере, выдаваемом агентством туристу в подтверждение оплаты конкретных видов услуг и являющимся основанием для получения этого обслуживания). Эти отношения обычно начинаются с обращения клиента в туристическое агентство за информацией, касающейся предоставляемых услуг. Если клиент согласен с программой и стоимостью поездки, он вносит аванс (депозит) в размере 1/20 стоимости поездки. По получении аванса турагентство связывается с транспортными, гостиничными и другими туристическими организациями для получения от них подтверждения о том, что они могут предоставить необходимые услуги.

Если клиент интересуется групповым путешествием по инклюзив-туру, агентство предлагает ему рекламные материалы заранее разработанных маршрутов с указанием их стоимости, продолжительности путешествия и даты начала поездки. Перед описанием каждого тура проставлен индекс. Клиент, выбрав тур, переводит деньги по почте или через свой банк на имя турагентства с указанием индекса. Через несколько дней турагентство высылает ему ваучер и извещение о том, какие документы необходимо получить для поездки и куда явиться на посадку. Довольно часто оформление заграничного паспорта и получение визы турагентство берет на себя.

Вопросы для повторения

1. Каково значение международного туризма в мировой экономике?

2. Под влиянием каких факторов и в каких направлениях развивается рынок туризма?

3. Перечислите основные экономические функции индустрии туризма на международной арене и на уровне отдельных стран.

4. Как развивался внутренний и международный туризм в России в последние десятилетия?

5. Перечислите главные функции туристического маркетинга.

6. Как происходит сегментация рынка туристических услуг?

7. Каковы основные задачи маркетинга при продвижении туристского продукта?

8. Какие методические подходы к расчетам цен на туристические услуги используются в системе туристического маркетинга?

9. Дайте характеристику основным специализированным предприятиям, действующим в индустрии туризма.

10. Какие существуют формы страхового обслуживания туристов?

11. Каковы типовые условия заключения договора между туристической фирмой и туристом?

12. Какие существуют типы договоров между туроператором и ту-рагенством и каковы их условия?

13. Что такое договор франшизы?

Смотрите также

Анализ маркетинговых возможностей организации
Любая компания должна уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности. Ни одна фирма не может вечно полагаться на свои нынешние товары и рынки. Многие фирмы подтвердят, что большая часть и ...

Практическая часть
В практической части мы сравним телевизоры. Для сравнения были выбраны следующие товары: Таблица 1 Товар Диагональ Предполагаемый срок службы ...

Заключение
Таким образом, на основе полученной информации можно сказать, что имея набор возможных («хороших») областей активности, рын-ков, сегментов, фирме необходимо выбрать те из них, на которые она «будет ...