Принципы организации изучения конъюнктуры рынка в системе маркетинга
Общая теория маркетинга / Изучение конъюнктуры рынка на промышленном предприятии / Принципы организации изучения конъюнктуры рынка в системе маркетинга
Страница 1

Конъюнктурные наблюдения

– один из методов оперативного изучения рынка, который в наиболее общем виде сводится к тому, чтобы обеспечить отрасли и предприятия информацией о состоянии рынка на каждый данный момент, выявить сдвиги в соотношении спроса и предложения и их причины, а также тенденции развития элементов рынка в ближайшие месяцы.

Анализ конъюнктуры основывается на тех же принципах, что и вся система изучения внутреннего рынка. Основными элементами изучения рынка, а следовательно, его конъюнктуры являются:

- информационная база, т.е. совокупность источников, форм, методов получения информации о состоянии и перспективах развития рынка;

- методический аппарат (способы и приемы анализа полученной информации);

- механизм обмена информацией о рынке между центральными, отраслевыми и региональными органами управления народным хозяйством, между этими органами и производственными единицами, между организациями и предприятиями, производящими, реализующими и потребляющими товар, т.е. между сторонами рынка.

Принципы организации каждого из перечисленных элементов обусловлены характером общественного производства и экономической структурой общества. В результате изучения внутреннего рынка создаются предпосылки для формирования эффективной и гибкой системы конъюнктурных наблюдений, отличительными чертами которой являются: всеобщность (охват в масштабе всех видов рынков); отраслевая связь исследований; комплексность исследований; гибкость организационных форм и методов наблюдений.

Во всех случаях важнейшим условием успеха конъюнктурных наблюдений является получение в кратчайший срок объективной и достаточно полной информации о характере, причинах и размахе тех или иных колебаний соотношения спроса и предложения на всех региональных и товарных рынках страны. Ключ к решению проблемы – эффективная, четко действующая система информации о рынке,

т.е. совокупность определенных принципов отбора и передачи для последующего использования сведений, характеризующих текущее состояние региональных и товарных рынков, позволяющих дать прогноз их возможных изменений в ближайший период.

Главные требования к информации – оперативность и представительность.

Процесс построения системы информации в маркетинге состоит из следующих этапов:

- определение круга показателей;

- разработка схемы их передачи во времени и пространстве;

- объем и форма предоставления информации заинтересованным звеньям (холдинговым системам, корпорациям, фирмам).

При изучении конъюнктуры рынка в систему маркетинга вводятся систематические наблюдения за всеми экономическими показателями, динамика которых отражает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также позволяет вскрыть причины этих сдвигов. Информация, поступающая в виде статистических показателей (собственная отчетность, данные статистических органов), может классифицироваться как первичная. Ответ на ряд других, более детальных вопросов дается только с привлечением специалистов на местах (текущее состояние рынка и оценка его развития). Информация поступает в единообразной форме, например в виде индексов, охватывающих одни и те же показатели, а после переработки передается в виде унифицированного аналитического документа – конъюнктурного обзора.

Изучение регионального рынка можно проводить по следующей схеме.

1. Службы изучения конъюнктуры используют данные Госкомстата, чтобы установить общее состояние конъюнктуры, но в основу их выводов могут быть положены данные, полученные от оптовых баз, магазинов, корреспондентов (наиболее крупных предприятий, деятельность которых отражает характерные особенности данного регионального рынка с точки зрения экономического профиля его различных сфер, специфики потребления, распределения общей массы доходов).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

На оперативном просторе
На первом этапе планирования вы поставили цели по периодам. Достаточно часто маркетинговое планирование начинается именно с этого момента. Ведь стратегический план, который можно прочитать, есть д ...


Программа маркетинга: * Повысить цены *Сократить (прекратить) рекламу товара *Продать зарубежным фирмам лицензию на право производства под нашей маркой Избыточный спрос Рис ...

Стратегии маркетинга в условиях конкуренции
♦ Конкурентные стратегии хозяйственного портфеля ♦ Конкурентные стратегии на функциональном уровне ♦ Оценка конкурентоспособности товара (услуги) ♦ Вопросы и задания ♦ ...