Застолбив участок

Одним из главных факторов, способствовавших успеху ГШБ, стало наличие абсолютно невозделанного рынка, который предоставлял растущему отряду одаренных и пытливых людей — преподавателей и студентов — широкое поле для экспериментов. Пока большинство престижных университетов десятилетиями отказывались признавать существование этого рынка, Гарвард упорно шлифовал свой продукт, увеличивал рыночную долю и отваживался на такие рискованные шаги, которые при других обстоятельствах были бы просто безрассудными.

Еще в середине 50-х годов обладание степенью МВА считалось сомнительным преимуществом. К тому времени Гарвард успел завоевать уже почти 25% рынка бизнес-образования, что делало влияние этой торговой марки в своем секторе сравнимым с влиянием таких гигантов, как Coca-Cola или General Motors. Так, в 1949 году в Соединенных Штатах насчитывалось всего 3900 обладателей степени МВА, которые получили ее в одной из 100 американских школ бизнеса. Каждый шестой из них был выпускником Гарварда. Следующие десятилетия стали для МВА, так же как и для всей американской экономики, периодом бурного развития и покорения заоблачных высот.

К 1997 году обучение по программе МВА предлагали в Америке почти 1000 школ бизнеса; армия магистров делового администрирования в этом году пополнилась 85 000 студентов. Гарвард в 1997 году выдал 882 диплома МВА, и хотя его рыночная доля сократилась до 1%, пальма первенства по количеству выпускников по-прежнему осталась за ним. Став первым игроком рынка высшего бизнес-образования, Гарвард сумел завоевать настолько внушительные позиции, что оказался практически недосягаем для конкурентов. Число ныне здравствующих питомцев Гарвардской школы бизнеса (с учетом тех, кто прослушал курс переподготовки для руководителей высшего звена) насчитывает 66 000 человек, в мире действует 110 клубов выпускников ГШБ; соответствующие показатели ее именитых соперников в шесть с лишним раз скромнее.

Это влиятельное сообщество президентов, председателей советов директоров и прочих сильных мира сего — питомцев знаменитой альма-матер, — ежедневно вносит свой весомый вклад в расширение ее торговой марки. Слава об их успехах выходит далеко за пределы залов заседаний и директорских кабинетов, и в ее лучах имя Гарвардской школы бизнеса начинает сиять еще ярче — причем школе не приходится платить за подобную рекламу ни единого цента.

Джон Бирн из Business Week одно время собирал информацию о том, где учились наиболее авторитетные топ-менеджеры, ставшие руководителями крупнейших корпораций; его база данных насчитывала около 500 имен. «Гарвард неизменно лидировал с большим отрывом, — говорит Бирн. — Вы только посмотрите на список выпускников Гарвардской школы бизнеса! При всей своей непохожести ее питомцы являются удивительно яркими и одаренными личностями».

Конечно, как и другим «радикалам», ГШБ пришлось пройти долгий путь к вершинам успеха. На этом пути ей не раз случалось оступиться, да и теперь она не застрахована от неудач. Первые годы существования школы стали годами проб и ошибок. Это был период становления, столь характерный для вновь образованной структуры, которая пытается обрести собственное, ни на кого не похожее, лицо.

Смотрите также

Формы активного продвижения товаров (услуг)
♦ Реклама как инструмент эффективного участия В целевом сегменте ♦ Паблик рилейшнз и имидж малой организации ♦ Стимулирование сбыта - резерв продвижения товара ♦ Выставочно-я ...

Организация маркетинга
Организация маркетинговой деятельности, или маркетинга, включает в свой состав: построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом; подбор специалистов по маркетингу ( ...

Процесс маркетинговых исследований
Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры: I. Определение проблемы и целей исследования. I.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований. I.2. О ...