Гибкий подход

Даже когда школа упускала из виду важные тенденции развития рынка — а такое за время ее существования случалось несколько раз, — она быстро находила силы и ресурсы для того, чтобы исправить ошибки и вернуть себе лидирующие позиции.

В 80-е годы конкуренты из Стэнфордской, Уортонской школ бизнеса и Бизнес-школы Келлог поставили перед собой задачу оспорить первенство Гарвардской школы бизнеса. Они пересматривали учебные планы, изменяли структуру целых курсов и сумели отвоевать значительную долю рынка, соревнуясь с ГШБ в новаторском подходе и качестве подготовки специалистов. ГШБ всегда являлась одним из самых передовых учебных заведений своего класса, и это, несомненно, делало ее объектом самого пристального внимания, которое особенно усилилось в последние годы.

Гарварду ни разу не удалось возглавить список лучших школ бизнеса, который, начиная с 1988 года, раз в два года публикует журнал Business Week. Деловая пресса охотно обсуждает слабые места в деятельности школы, указывая на недостатки ее учебного плана и подвергая сомнению управленческие решения, которые принимают руководители этого столпа американского капитализма. Вместе с тем даже корреспондент Business Week Джон Бирн, который отслеживает ситуацию на рынке бизнес-образования, признает, что все обозрения и критические статьи не оказывают серьезного влияния на торговую марку ГШБ.

«Этот брэнд настолько силен, что ему удается с легкостью компенсировать любые стратегические ошибки руководства, — говорит Бирн. — Несмотря на то что за десять лет голосования она ни разу не получила звание лучшей, это никак не повлияло на ее репутацию».

В Гарварде к результатам голосований относятся достаточно серьезно. В 1988 году ГШБ занимала в рейтинге Business Week вторую позицию, а в 1990 году спустилась на строчку ниже; это стало поводом для серьезной переоценки собственной деятельности и пересмотра стратегических направлений, которые школа осуществила в 1993 году. Однако и без всяких голосований ГШБ постоянно анализирует свои успехи и неудачи. Умение отчетливо видеть достоинства и недостатки стало составной частью продукта Гарвардской школы бизнеса. Так, уровень кандидатов на поступление в ГШБ не имеет себе равных. По словам Кларка, с каждым годом средний балл претендентов становится все выше и выше, кандидаты обладают все более выраженными качествами руководителя и серьезным опытом работы.

Смотрите также

Формирование сбытовой политики
Формирование сбытовой политики основано на использовании элемента комплекса маркетинга «доведение продукта до потребителя», характеризующего деятельность организации, направленную на то, чтобы сде ...

Процесс маркетинговых исследований
Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры: I. Определение проблемы и целей исследования. I.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований. I.2. О ...

Формы активного продвижения товаров (услуг)
♦ Реклама как инструмент эффективного участия В целевом сегменте ♦ Паблик рилейшнз и имидж малой организации ♦ Стимулирование сбыта - резерв продвижения товара ♦ Выставочно-я ...